Университеты усилят подготовку кадров креативной индустрии «Разработка компьютерных игр»
Москва, 21 октября 2022 г. В Москве на базе «МИРЭА – Российский технологический университет» прошел митап «Креативные индустрии. Новые траектории высшего образования. Разработка игр». В рамках мероприятия государственные и коммерческие образовательные организации в формате открытого диалога с компаниями-разработчиками видеоигровой индустрии и органами власти сформировали комплекс мер, призванных помочь системе высшего образования адаптироваться под запросы работодателей креативной индустрии «Разработка компьютерных игр».

Митап явился продолжением работы экспертов на фест-форуме «Российская креативная неделя», где среди прочего обсуждалась модернизация системы высшего образования. Следующим шагом стало проведение митап-конференций по направлениям «Маркетинг и реклама» и «Литературно-издательское дело». Участниками третьего митапа, посвященного геймдев, в офлайн- и онлайн-форматах стали представители из Москвы, Приморского края, Саранска и других городов.
Почему такое пристальное внимание уделяется вопросу подготовки кадров для креативных индустрий – пояснила Марина Абрамова, глава Роскультцентра, директор Российской креативной недели и Российской национальной премии в сфере креативных индустрий.
«В настоящее время ведется работа над законом о креативном предпринимательстве. Отрасль сформируется полноценно после того, как будут проработаны вопросы образования, создания продуктов и их распространения. Собрать полностью цепочку подготовки креативного продуктаи есть наша ключевая задача. Мы выбрали три самых сложных с точки зрения подготовки кадров отрасли, но именно они формируют наибольшую контентную часть нашей повседневности. Поэтому, сегодня на митапе важно сформировать чёткий набор рекомендаций и в целом обозначить точки роста и проблематику, которая сейчас существует в индустрии».

Организаторами митапа выступили ФГБУ «Центр поддержки молодежных творческих инициатив» (Роскультцентр) совместно с АНО «Креативная экономика» и Министерством науки
и высшего образования Российской Федерации при поддержке Администрации Президента Российской Федерации. Проект поддержали «МИРЭА – Российский технологический университет», Агентство креативных индустрий при Департаменте инновационного развития города Москвы и Организации развития видеоигровой индустрии, руководитель которой – Василий Овчинников – выступил модератором сессии.

«Вопрос подготовки кадров в индустрии всегда стоял остро, до международных санкций одной из главных проблем в геймдев была именно нехватка специалистов, как, например, в IT,отметил Василий Овчинников,сейчас ситуация на рынке иная, но тоже непростая. С одной стороны, из-за закрытия российских юридических лиц за последнее время на рынке освободились тысячи специалистов, которых можно трудоустроить, с другой стороны, стало значительно меньше тех, кто готов это сделать». Тем не менее, людей, вовлеченных в гейминг, по мнению Василия Овчинникова, с каждым днем в России становится все больше, что подтверждают исследования
в индустрии. Еще пять лет назад в разработке игр в России было занято 50 000 специалистов, число работников росло на 10 % в год. Рынок динамично развивался и по итогам прошлого года достиг 177,4 млрд рублей. Планируется, что в 2022 году произойдет почти трехкратное сокращение рынка.

«Сегодня, на третьем митапе мы уже можем подтвердить гипотезу о том, что университеты способны ответить на запрос рынка. И для этого необходимо непосредственное их взаимодействие с отраслевым профессиональным сообществом. Организации, которые занимаются разработкой видеоигр, знают, кто им нужен в смысле компетенций, умения реализовать свои знания в практическом приложении», – прокомментировал Виктор Калинин, заместитель директора Департамента Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. По его мнению, необходимо взаимодействие «индустриальных партнёров» с университетами путем «создания аналогов лабораторий для решения проектных задач в части разработки продукта или развития компетенций обучающихся по отдельным технологическим направлениям». Найдет ли бизнес на это ресурсы – финансовые, временные, трудовые – пока открытый вопрос, но от ответа на него зависит будущее отечественной индустрии видеоигр.

О подготовке студентов рассказали представители ведущих университетов, включая Школу дизайна НИУ ВШЭ, МИРЭА, ФГАО ВО «Дальневосточный федеральный университет», «Высшая школа искусств и дизайна» ННГУ им. Н.И. Лобачевского и другие. Проректор МИРЭА Григорий Петушков предложил создать базовую кафедру на основе крупной геймдев-компании. В университете уже есть подобный опыт сотрудничества с такими ведущими компаниями, как Samsung и Яндекс. Анатолий Казаков, руководитель направления «Гейм-дизайн» Школы дизайна НИУ ВШЭ пояснил, что в геймдизайне есть несколько профессий, которые делятся на десятки специальностей, но «если программирование и гейм-арт, который включает в себя работу
с визуалом, приемлемо закрывается образованием, то геймдизайнеры сейчас готовятся только
во НИУ ВШЭ». Также он рассказал о специфике учебного процесса: «В Школе дизайна
все профильные предметы идут только через проектную деятельность, и студент к выпуску имеет не менее десяти игр в портфолио. Обязательно есть и командные проекты».

Какое образование релевантно для компаний разработчиков и тестировщиков видеоигр.
Об этом откровенный разговор получился на митапе с представителями таких компаний,
как 1CGS, Game Forest, Bear Head Studio, Bytex и другими. Работодатели сходятся во мнении,
что ответственность за подготовку кадров пока несут сами компании. «Прямого поставщика кадров нет, – пояснил HR-директор 1CGS Сергей Волков. – Условно, геймдев – это IT плюс кино, поэтому у нас очень большой спектр профессий». Над одной игрой работают около
30 сотрудников разных профессий, включая программистов 5-6 специальностей, дизайнеров, сценаристов, маркетологов, продюсеров и других. «Для нас максимально релевантны только
три университета, где готовят сильных программистов – МФТИ, Мехмат МГУ, Бауманка. Остальные университеты пока для нас малополезны, и другие профессии предметно никто не готовит», – отметил Серей Волков
. По его мнению, онлайн-школы не выпускают конкурентоспособных специалистов. «Мне сложно собеседовать людей, которые приходят после онлайн-курсов. Согласен, что вузы не могут предметно готовить людей, потому что у нас такой сложный запрос, но на их базе должно быть какое-то дополнительное образование».

Своим опытом поделились эксперты коммерческих университетов и онлайн-курсов, включая школу игровой разработки Университета Синергия (кафедра киберспорта), Skillbox, Scream School, 101хp и другие. «Мы 14 лет развиваем образование в сфере компьютерной графики и разработки игр, мы не обещаем гарантированное трудоустройство и быстрых результатов, это ответственность студента, – пояснила Елена Бобровская, представляющая Scream School, – все наши преподаватели – практикующие сотрудники игровых студий, и студент, знакомясь с этими преподавателями, имеет возможность зарекомендовать себя и устроиться в компанию».

Генеральный директор Агентства креативных индустрий Гюльнара Агамова рассказала,
что меры поддержки креативных отраслей формируются под запрос самих предпринимателей. Она подчеркнула: «В Москве самая высокая консолидация разработчиков. Представители индустрии обращались к нам с запросом на создание пространств
для разработчиков видеоигр, где, благодаря высокой концентрации специалистов
и эффективному нетворкингу, можно получить экспертную консультацию, знакомство
с инвесторами и заказчиками
». Таким образом, для развития гейм-индустрии необходимо создавать не только образовательные центры, но и инфраструктуру для поддержания
и расширения сообщества.

«Между теорией и практикой существуют серьезные терминологические различия, – отметила Марина Абрамова, – термины, которые используются в индустрии и в государственных органах расходятся. Мы по-разному называем профессии, компетенции, методы и прочее. Необходимо разработать глоссарий и привести в соответствие нормативную документацию».

По итогам встречи сформированы предложения по проведению исследований навыков
и компетенций, необходимых для специалистов видеоигровой индустрии, а также перечень специальностей. Планируется проработать единый глоссарий для университетов по всем направлениям видеоигр; создать рабочую группу по взаимодействию университетов и бизнеса для обновления федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования; разработать программные модули по видеоигровой индустрии для профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений. Митап позволил обозначить основные запросы от бизнеса к образованию и от образовательных институций к Министерству науки и высшего образования Российской Федерации. Итоговая резолюция станет базой для позитивных изменений в подготовке кадров.

Подписывайтесь на наши соцсети и будьте в курсе последних событий в сфере креативных индустрий:
Марина Абрамова: https://vk.com/abramova_mn
Роскультцентр – https://vk.com/roscultc , https://t.me/cult_of_creativity
Russian Creative Awards – сайт, https://vk.com/creativeweek, https://t.me/creativecontext

Пресс-служба Роскультцентра: Новосад Евгения, +7-977-696-14-17, enovosad@youthculture.ru