В Российском экономическом университете им. Г.В. Плеханова состоялся круглый стол «Бренды России. Перезагрузка российского модного бизнеса в новых реалиях». Мероприятие собрало представителей органов власти, собственников компаний-производителей fashion-индустрии, байеров и ритейлеров.
В работе круглого стола приняли участие
Наталья Костенко, депутат Государственной Думы от Краснодарского края (фракция «Единая Россия»);
Вера Хмырова, директор Департамента легкой промышленности и лесопромышленного комплекса Минпромторга России;
Ксения Екимова, проректор РЭУ имени Г. В. Плеханова, доктор экономических наук, профессор;
Марина Абрамова, директор ФГБУ «Роскультцентр», директор фест-форума «Российская креативная неделя» и Российской национальной премии в сфере креативных индустрий;
Георгий Ростовщиков, основатель и генеральный директор Fashion Hub Russia (FHUB Russia), президент Международной ассоциации байеров;
Олег Воронин, основатель бренда I Am Studio,
Татьяна Герекли, основатель бренда Camillecassard,
Алексей Чернов, руководитель отдела закупок сети магазинов «Парад»,
Юрате Гураускайте, главный редактор U magazine и другие спикеры.
Открывая работу круглого стола,
Марина Абрамова напомнила собравшимся, что фэшн-бизнес является неотъемлемой частью креативной экономики, которую всегда отличает наличие интеллектуальной собственности и творческого продукта высокого уровня.
«Индустрия моды — одна из важнейших и самых крупных креативных индустрий. Объем этой отрасли составляет порядка 2 трлн рублей, что делает ее второй потребительской индустрией после продуктов питания и пищевой промышленности. В ней много важного, начиная от вопросов, связанных с экологией (поскольку речь идет о производстве одежды), до сохранения культурных кодов и формирования стилистики общенационального масштаба». Кроме того,
Марина Абрамова выразила уверенность в том, что новые бренды можно выращивать с помощью отраслевых акселераторов.
«Для дальнейшего роста рынка моды и увеличения количества российских брендов и поставщиков, необходимо отработать дополнительные механизмы позиционирования брендов на рынке и развивать профессиональное обучение с участием и теоретиков, и практиков из отрасли. Также следует масштабировать опыт FHUB Russia в пределах страны и изучить дополнительные практики и возможности для помощи участникам рынка в продвижении и реализации своей продукции». По мнению
Веры Хмыровой модная индустрия и легкая промышленность сегодня переживают начало бурного роста:
«Как для министерства для нас крайне важно, чтобы эта индустрия бурлила, чтобы отечественный ритейл обращал внимание на наших дизайнеров, которые есть в стране, на то, что создается здесь, в России. Мы имеем богатые традиции создания одежды, свой культурный код, свой вкус. У нас есть свои ритейл-компании, у нас есть своя талантливая молодежь, и мы можем предлагать рынку качественную одежду».
Именно такие задачи ставит перед собой проект «Бренды России», созданный объединением Fashion Hub и Международной ассоциацией байеров во главе с
Георгием Ростовщиковым. Проект нацелен не только на отбор лучших компаний, брендов, их представление на общероссийских и международных площадках, но и на объединение усилий профессионалов из разных сфер с целью создания новых возможностей для развития российской модной и креативной индустрий, дизайна в целом.
Проект уникален для России и учитывает успешный опыт схожих инициатив из Южной Кореи, Венгрии и Великобритании. Он охватывает все товарные категории одежды (женская, мужская, детская, белье), дизайн, предметы для дома, ювелирно-часовой и бьюти-сегмент. Участниками проекта могут стать как давно работающие производители, бренды с историей, в том числе и с народными художественными промыслами, так и студенты, выпускники, стартаперы. В среднесрочной перспективе планируется сформировать пул из 5000 брендов высокого качества, которыми смогут гордиться как разные профессиональные сообщества, так и вся страна.
Обращаясь к участникам круглого стола,
Георгий Ростовщиков отметил:
«Бренды России – это те, которые делаем мы с вами. Наша цель: найти много-много брендов, потому что сегодня их не хватает стране, нашему ритейлу. Ну, ушли западные бренды, и ладно, есть наши, интересные, экосистемные, с хорошим креативом и производством, у которых есть все то, что может быть максимально востребовано на рынке. Я убежден, что проект "Бренды России" имеет все шансы стать настоящим федеральным драйвером развития отрасли». Механизм работы «Брендов России» представила
Юрате Гураускайте. Экспертная комиссия, состоящая из профессионалов отдельных направлений, отбирает участников и проводит аудит брендов по нескольким десяткам параметров от легенды, миссии, айдентики, фирменного стиля до качества продукта, байинга и продвижения.
По итогам аудита комиссия выдает бренду рекомендации по изменению продукта, системы работы, получению дополнительного образования по модели акселератора на базе ведущих вузов страны. После исправлений бренд имеет возможность принять участие в B2B шоуруме с последующей интеграцией в офлайн и онлайн ритейл. В рамках круглого стола для примера представили отчет недавнего аудита нескольких нижегородских фэшн-брендов, рассказали об изменениях, которые они предприняли для улучшения целостного восприятия со стороны потребителей.
В рамках круглого стола озвучили и другие перспективные планы проекта. Это открытие региональных центров кастомизации и инноваций как площадок для освоения новых технологий, инструментов, методов работы, позволяющих предпринимателям из сферы моды максимально реализовать креативные идеи. Есть идея создания медиаплатформы «Бренды России», которая будет играть как информационно-познавательную, так и образовательно-воспитательную роль с учетом необходимости формирования уважения к историко-культурным кодам страны, гордости за продукт «сделано в России».
В свою очередь
Наталья Костенко обратила внимание на то, что «Брендам России» важно быть понятными и иметь высокий статус, чтобы взаимодействующие с проектом люди понимали, что имеют дело с профессионалами и что им можно доверять. Это важно, потому что есть ритейлеры, которые готовы работать с отечественными брендами,
«но не понимают, кого закупать, и, естественно, им нужна помощь, чтобы определить коммерчески интересный вариант». Бренды также нуждаются в помощи:
«им нужна обратная связь, что производить, что будет востребовано, а они этого не понимают и торговые сети им этого не подскажут». Участники круглого стола обсудили и другие темы: самоорганизацию локальных брендов, их поддержку органами исполнительной власти в регионах, сложности с подбором производственных площадок, недостаток инвестиций в отрасль, необходимость популяризации рабочих профессий в легкой промышленности, слабую подготовку кадров. Все эти вопросы были зафиксированы как организаторами круглого стола, так и представителями исполнительной и законодательной власти для дальнейшей работы.
Символично, что круглый стол «Бренды России» прошел в главном цифровом пространстве РЭУ им.Г.В.Плеханова, что неслучайно. Проректор университета
Ксения Екимова отметила:
«115 лет университет решал задачи социально-экономического развития и прежде всего отзывался на те требования экономики и текущего момента, которые переживала вся страна. То, что переживаем мы сейчас, — наиболее интересный момент в части защиты брендов, поставщиков, игроков рынка тем более из такой индустрии, как мода, которая требует особого внимания, особых правил управления, учета, контроля, налаживания процессов». В заключении
Марина Абрамова подвела итоги круглого стола. Модная индустрия не может быть оторвана от мирового контекста, надо сохранять трансграничную интеграцию. Нужно отработать механизмы позиционирования брендов на рынке, развивать профессиональное обучение с участием и теоретиков, и практиков из отрасли. Необходимо масштабировать опыт FHUB Russia в пределах всей страны и изучить другие региональные практики. Новые бренды можно выращивать с помощью отраслевых акселераторов.
С помощью государственной поддержки можно облегчить предпринимателям запуск первые модные коллекции, чтобы ликвидировать разрыв между запросами ритейлеров и возможностями производителей. Надо более эффективно расходовать государственные средства под контролем бизнес-экспертов, которые знают, как наладить производство и сбыт. Тактические вопросы вроде дефицита сырья нужно решать, вовлекая в диалог курирующие структуры: Минпромторг и Минсельхоз России.
Также спикер пригласила всех на Сибирскую креативную неделю в ноябре 2022 года, где будет работать площадка модной индустрии. Ее куратором выступит FHUB Russia. А сегодня авторы самых интересных модных проектов могут номинироваться на Российскую национальную премию в сфере креативных индустрий. Подать заявку можно на сайте
rc-awards.ru до 16 октября.
Справка Fashion Hub Russia — группа компаний, созданная в 2011 году и объединяющая представителей модной индустрии, легкой промышленности, ритейла, креативных индустрий, народно-художественных промыслов с целью создания новых методик образования, введения профессиональных стандартов, формирования нового кадрового резерва, развития международных связей, экспорта, торговли, межотраслевой кооперации.
Международная ассоциация байеров (International Buyers Hub) – это закрытое профессиональное объединение байеров и ритейлеров из 28 стран мира, основанное в 2017 году и нацеленное на консолидацию сил и решение актуальных вопросов ведения бизнеса.