Диалог на равных: встреча руководителя «Роскультцентра» Марины Абрамовой с молодежью Сибири
26 ноября в рамках окружного форума «Российская креативная неделя – Сибирь» состоялся открытый разговор руководителя «Роскультцентра» Марины Абрамовой с молодежью, развивающейся в сфере креативных индустрий. Участниками встречи стали представители молодежных объединений, студенты вузов Красноярского края, Иркутской области, Новосибирской области и других регионов Сибирского федерального округа.

Марина Абрамова рассказала о возможностях развития креативных индустрий в России, дала советы по продвижению собственного бренда, выхода на мировой уровень, реализации креативных идей и проектов.

Какие проекты реализует «Роскультцентр»?

Более двух лет назад «Роскультцентр» начал заниматься системной работой по развитию креативных индустрий. Мы вышли с инициативой проведения форума «Российская креативная неделя», чтобы обеспечить открытый диалог представителей бизнеса, власти и лидеров креативных индустрий. Сегодня мы проводим уже первую окружную Креативную неделю, здесь, в Красноярске. Ещё одним важным проектом, которым мы завершаем год креативной экономики, объявленный ООН, стала межотраслевая Национальная премия в сфере креативных индустрий «Russian Creative Awards». 18 декабря в концертном зале «Зарядье» мы наградим победителей в 10 номинациях, среди которых «продюсер года», «коллаборация года», «креативный регион года» и другие. Премия станет своего рода Оскаром для креативщиков и позволит признать значимость вклада креативных индустрий в развитие страны.

Как Роскультцентр развивает территории?

У нас есть прекрасный проект – хакатон «Города». Анализируя работу в субъектах, мы заметили, что, например, у мэра небольшого города стоит задача провести реконструкцию набережной. Где он будет искать проектировщиков в своем маленьком городе? А в это время есть огромное количество молодых архитекторов и урбанистов, у которых есть потенциал и желание пополнять своё портфолио. Нашим проектом мы сталкиваем две потребности – мэры городов дают нам площадки, которые они хотели бы изменить, а молодые архитекторы получают гарантированный заказ и новый опыт. Хакатон собирает десятки заявок, их отсматривает экспертное жюри, и совместным с администрацией города решением объявляется победитель. Эскизное решение в дальнейшем реализуется в городе. Это очень хороший лифт, как для города, так и для архитектора.

Что делать с креативным продуктом?

Если у вас есть креативные проекты, научитесь работать с интеллектуальной собственностью, патентовать свои разработки. Только такой путь позволит вам выйти на рынок в России, а в последствие и на мировой.

Что делать креативным людям, которые живут в регионах?

Сейчас регион может быть конкурентоспособным благодаря людям, которые там живут. Креативные индустрии дают свободу вашим действиям, желаниям, мечтам. Вы становитесь полноправным участником своего творческого, рабочего процесса. Уже из любой точки страны можно работать и продавать свой креативный продукт. Креативные индустрии дают содержание, за ними будущее.

Как запустить бизнес-проект?

У нас есть образовательная платформа «Art Team», где вы сможете научиться, как упаковать идею в бизнес-проект, как рассчитать финансовую модель, как выйти на питчинг к инвестору. Это бесплатный курс, где ведущие специалисты делятся своими навыками и опытом, и я очень советую его пройти.

Важно ли «упаковывание» проекта?

Сразу и однозначно отвечаю – да! Популяризация определенного сегмента является одним из китов развития любого проекта. Мы все знаем, что в этом году Илон Маск в рамках компании «Neuralink» вживил в мозг обезьяны чип. Эта история стала крупным информационным поводом. Но немногие знают, что на базе лаборатории нейрофизиологии и нейрокомпьютерных интерфейсов биологического факультета МГУ им. М. Ломоносова еще в 1999 году проводились подобного рода исследования. О чём это говорит? Если вы полноценно не развиваете свой продукт, это сделает кто-то за вас.

Чем отличается ремесло от креативного продукта?

Креативный продукт – это тот, которого до тебя не было. Уникальный, возможный для оформления патента. Музыкальное произведение, картина, IT-разработка, архитектурный эскиз и другое. Авторское право и интеллектуальная собственность являются ядром креативной экономики.

Но здесь очень важно отметить: не нужно путать «креатив» и «креативные индустрии». «Креатив» превращается в индустрии, когда творчество переходит в бизнес, становится монетизируемым, и тут мы опять возвращаемся к интеллектуальной собственности. Если она не закреплена за автором, монетизировать ему будет нечего.

Я уже крупный специалист, что делать дальше?

Если вы уже являетесь крупным специалистом в сфере креативных индустрий, то следующий шаг – выход на мировой рынок. Способность реализовать экспорт своего продукта даст вам возможность расширять бизнес, становиться значимой фигурой на рынке. Важно быть представленным на основных выставках и коллаборироваться с другими игроками. Как известно, сейчас время 4К: коммуникация, коллаборация, креативность и критичность мышления. Если вы уже состоявшийся специалист, значит, 4К вы используете на 100%.

Уже есть идея проекта, но нет денег. Где найти инвестиции?

Один из самых действенных способов – заручиться грантовой поддержкой. К счастью, государство сегодня активно принимает участие в развитии креативных индустрий и создает для нас все условия. Функционирует Президентский фонд культурных инициатив, новый фонд, специально созданный для поддержки креативного бизнеса; гранты «Росмолодежи» и тд. Зайдите на сайт, подайте заявку на ближайший поток, получите такой опыт. Главное, уметь стучаться во все двери, верить в свою идею. А возможностей реализовать сейчас в стране предостаточно.

Трансляция встречи Марины Абрамовой с молодежью доступна на сайте «Российской креативной недели-Сибирь».