Читай
Мастер-класс Александра Старкова «Люди делают место. Как горожане, власть и бизнес могут вместе сделать крутое общественное пространство».
11 сентября

Вчера, 10 сентября, на Хакатоне в Сургуте прошёл мастер-класс Александра Старкова «Люди делают место. Как горожане, власть и бизнес могут вместе сделать крутое общественное пространство».
 

Александр Старков – член Правления и руководитель исполнительного комитета Национальной инициативы «Живые города», руководитель культурного агентства КультProСвет, основатель Арт-центра «Грифон» поделился с участниками Хакатона как в условиях современной России создавать городские пространства на высшем уровне, как по максимуму задействовать в проект жителей, бизнес и власть.

 

 

В начале своего выступления спикер обратил внимание, что сейчас для развития городов есть всё. Нужно только развить у специалистов необходимые компетенции. Например, умение коммуницировать с местными жителями: «Есть такое понятие синдром влюблённого горожанина. Никто не может обустроить город лучше, чем местный житель, потому что именно ему там жить. Это не значит, что архитекторы не могут быть приезжими. Это говорит о том, что с местными населением должны происходить постоянные встречи, общение, взаимодействие. Вовлечение горожан в развитие города существует, но никто не умеет его правильно развивать».
 

Александр порекомендовал участникам Хакатона при работе над проектом разделяться на две команды: команду инженеров и команду коммуникаторов. И проводить как можно больше встреч с жителями, потенциальными посетителями пространства, создавать как можно больше разных сценариев развития пространства. 
 

Эксперт уверил слушателей: «Любое пространство, за которое мы берёмся, уже знает, чем оно хочет быть. Но оно к сожалению не умеет разговаривать. Но разговаривают люди, которые живут в нём. Они знают, что там лучше и нужнее. Работая над проектом, ищите людей, которые имеют сердечную связь с местом, которое вы решили обустроить. Люди, которым свойственен городской архивизм. Чтобы они, помогая в работе над проектом понимали: если они этого не сделают – никто не сделает». 

 

 

Во время мастер класса была не раз озвучена мысль, что жители города не могут называться горожанами в полном смысле этого слова, потому что в наших городах нет самого главного – заказчика развития территорий. А главной проблема всего этого в том, что городское сообщество, которое может быть субъектом развития территорий, в России отсутствует. Есть только территориальные сообщества: ТСЖ, ТОС.
 

«В идеале, если вы захотели что-то изменить в городе: обратитесь сначала к власти, потом к девероперам. Это позитивная повестка, которая в России только начинает складываться, - делится наблюдениями Александр. - Чтобы в городе стало лучше хотят все: администрации городов, бизнес, жители. Но все разобщены. Задача руководителей проектов, урбанистов, архитекторов, дизайнеров всех объединить. Вы сейчас решаете кейсы и у вас есть реальная возможность показать свои компетенции, воплотить проект в жизнь. А в идеале в процессе вашей работы создать городское сообщество».

 

 

Нужно стараться заинтересовать девероперов ещё на начальной стадии проекта: «Сложно донести до бизнеса, зачем поддерживать общественное пространство. Что нужно помогать благотворительности – это все понимают. Общественные же пространства воспринимаются иначе. Хотя по сути – это та же благотворительность. В Российской империи очень многое развивалось за счёт меценатов (купцов и фабрикантов). Сейчас в России формируется эта прослойка. И они готовы входить в проекты, поддерживать их. Если вы в Сургуте ещё не познакомились с нефтяниками – нужно это срочно исправить», - посоветовал начинающим специалистам Александр.
 

До начала реализации любого проекта нужно чётко сформулировать все последующие действия: «Вы не сможете позвать выступать к вам на площадку музыкальные группы, если заранее не внесёте в план, как минимум розетки, для последующего подключения оборудования. А это нужно делать в самом-самом начале. И такую предусмотрительность нужно поддерживать во всём».

 

 

Спикер определил три главных вопроса, которые возникают у создателей после завершения проекта: «Что с с ним будет дальше? На чей баланс он ляжет? И как он будет участвовать в городской экономике?» Эксперт обратил внимание участников хакатона, что у любых пространств, которые они будут создавать есть возможность самоокупаться. Но работать над этим нужно работать ещё в момент формирования идеи. А не постфактум.
 

Во время выступления прозвучал важный, для молодых архитекторов и дизайнеров, совет: «Следуйте за энергией пространства. Если берётесь за пространство – попытайтесь понять, где его энергия, в чём она заключается. Это решит половину вопросов».

 

 

Завершая мастер-класс, Алексей обратился к участникам хакатона: «Вы все делаете очень крутое дело. Помните об этом, всем оьб этом рассказывайте. Это вдохновляет».

 

Партнеры