Кино
Борис Гуц: через призму смартфона
30 июля

Борис первый в России снял полнометражный фильм на мобильный телефон. В этом году он будет обучает участников Тавриды в школе мобильного кино на смене «Видеоконтент».

В рамках продюсерского объединения вместе с Максимом Мусселем Борис ищет истории, которые могут быть сняты исключительно на мобильный телефон, чтобы помочь запустить их и продвинуть.  Уже два потока участников лаборатории мобильного кино бесплатно получили обратную связь и помощь в разработке своих историй. На данный момент у объединения в работе несколько коротких метров, один полный (актрисы Марии Шалаевой) и веб-сериал.

«В лаборатории мы не учим, мы скорее помогаем ребятам понять, можно ли их идею снять на мобильный телефон. У нас очень жесткие требования. У нас есть правило: Если сценарий можно снять на обычную камеру, надо снимать на нее. Мобильный телефон должен работать на историю, а не быть просто ради маркетинга» - говорит Борис. «Единство формы и содержания – тоже очень важно. Сценарий под мобильное кино пишется каким-то особенным образом, он продумывается.»

Борис планирует набирать следующий поток участников лаборатории осенью. Возможно, с некоторыми из них он познакомится на Тавриде, где планирует провести интенсив.

 «На Тавриде мы будем оперативно придумывать, как на гаджет снять те идеи, которые участники присылают в рамках своих творческих заданий.  Не зря я дал задание: прислать идею для съемки в локациях Тавриды. С одной стороны это ограничение, с другой – прекрасный подарок, потому что не у всех есть возможность просто так снять кино в Крыму, на берегу моря. А Таврида предоставит ее для людей из Челябинска, из Омска, из Магадана и других городов России»

 «Моя задача: показать, что практически любую историю о простых людях (если, конечно, это не историческое кино и не требует спецэффектов) можно снять на телефон. Искренняя, качественно написанная и продуманная история, будет трогать зрителя вне зависимости от того, на что она снята. Зритель может простить любое качество изображения, но только не плохой сценарий и актерскую игру»

Бюджет полнометражного фильма «Фагот» Бориса Гуца около 600 тыс. руб.  Фильм снят от первого лица, что позволило в 4 раза сократить количество кадров и соответственно количество съемочных дней. Фильм снят за 6 дней.

«Зритель готов воспринимать фильм, в котором на него смотрят персонажи. Разрушение 4-й стены давно использовалось в кино. Но сейчас, когда миром правят видеоблогеры, и с утра до ночи молодые ребята смотрят ютюб, это стало еще более органичным»

В новых своих проектах Борис пошел еще чуть дальше. Актеры уже сами снимают себя на фронтальную камеру телефона. Борис старается полностью стереть грань между документальным кино и игровым.

«Я думаю, даже зритель не поймет, в каких кадрах актеры играли, а в каких – просто жили»

Мне очень понравилось рассуждение Бориса о сториз в инстаграм:

«Сториз – такая летопись современной жизни. Понятно, что эти терабайты информации никто никогда не проанализирует. Но если бы прилетели инопланетяне, а мы бы все вдруг исчезли, то, мне кажется, именно по сториз они смогли бы понять, чем вообще жило человечество.

Я помню, как в 92-м году я, поклонник группы «Nirvana», услышал новость о том, что у Курта Кобейна родилась дочка, а сейчас, спустя 27 лет, я вдруг захожу в инстаграм и вижу, как она чистит зубы. Это очень странно, но это подтверждает тот факт, что нет вообще никаких границ. Ты включаешь и смотришь, как Бейонсе надевает колготки, пролистываешь и видишь, как твоя подружка покупает продукты в магазине, а потом какие-то подростки катаются на сноуборде, дети сидят на уроке… Перечислять можно бесконечно. И это все в большом потоке, и это все происходит плюс-минус СЕЙЧАС.

А прямые эфиры! Включаешь и смотришь - твой друг на концерте «Radiohead». И не нужно ни телевидение, ни какие-то диски с записями. Эффект присутствия. Жизнь вокруг тебя. Ценность в том, что все это не придуманное.  Это запечатленное время. То, о чем говорил Тарковский - попытка запечатлеть момент здесь и сейчас. И только благодаря телефонам это возможно. Телефон 24 часа в сутки с тобой. И если что-то происходит, ты сразу же можешь это заснять. И не обязательно, чтобы взрывались башни в Нью-Йорке или футбольные фанаты танцевали на головах. А вот хотя бы самолет летит или маленькая девочка играет с воздушным  шариком. Однажды, я включил камеру, когда какой-то мужчина лез по стремянке во время сильного ветра. Я включил и ждал, когда стремянка упадет. И когда это произошло, я  испытал необычайное ощущение, практически счастье, потому что я включил камеру,  еще когда он залезал. Это было законченное событие, я его почувствовал и запечатлел»


Текст: Ксения Борисова

Партнеры