Кино
Как снять короткометражку?
28 июня

Сегодня сделать первые шаги в режиссуре кино как никогда просто: снимать можно прямо на свой телефон и отправлять на кинофестивали через интернет, а то и вовсе — просто выкладывать на в социальные сети и собирать просмотры. Первый логичный шаг для начинающего режиссера — снять короткометражку. Алена Рубинштейн дала пошаговую инструкцию, как снять свою первую короткометражку. 

Чувствуешь в себе задатки крутого режиссёра? Тогда читай статью! 

 

Шаг первый: поиск темы

 

Универсального рецепта тут не существует. Бывает, тема сваливается просто из ниоткуда, а бывает, ходишь кругами и вымучиваешь себя, чтобы хоть что-то найти и заинтересоваться. Думаю, что творчески наполненный человек не ищет тем, а выбирает из многих имеющихся самую близкую и интересную на данный момент. Могу дать совет о том, что делать, чтобы темы вас не покидали: в самые тяжелые моменты устраивать себе провокации. Не хочется выходить из дома — выходить и уезжать как можно дальше, больше ходить пешком, подслушивать случайных людей, делать заметки и зарисовки, ходить на встречи или мастер-классы, которые могут вывести из зоны комфорта. Условно говоря, потеряв интерес ко всему, заново себя заинтересовывать.

 

Шаг второй: сценарий

 

В идеале сценарий пишет сценарист, но если вы сами выступаете автором, то вот советы по самостоятельной подготовке сценария. Повествование в сценарии отталкивается от плана сюжета: Экспозиция: обозначает место действия, главного героя и конфликт. Завязка: событие, которое меняет привычный ритм жизни главного героя. Развитие действия: развитие персонажей и отношений между ними. Кульминация: наиболее драматический момент фильма. Сворачивание действия: главный герой сталкивается с последствиями кульминации. Развязка: конфликт разрешается, и герой получает или не получает желаемое. Сценарий должен быть оформлен по всем правилам — это рабочий инструмент режиссера, и у него не должно возникать путаницы в героях и страницах. Есть много программ для форматирования сценариев: Final Draft, Movie Magic Screenwriter, Movie Outline или Montage. Что важно запомнить: текст всегда пишется с одинарным интервалом и выравнивается по левой стороне (кроме диалогов и титульной страницы). Первая страница никогда не должна быть пронумерована, последующие номера страниц отображаются в верхнем правом углу.

 

Шаг третий: поиск мест для съемки

 

Начните с выбора мест для съемки согласно задачам сценария. В случае с первым съемочным опытом — исключаем съемку в павильоне, так как это очень дорого и сложно. Чаще всего продюсеры с большим желанием берутся за проекты, где всего одна-две локации и желательно это интерьер. Идеально, если у вас получилось на месте сьемки отрепетировать основные сцены с оператором и актерами. К моменту команды «Мотор!» все должны знать, что делать. Это идеально, но всегда нужно быть готовым, что все пойдет, не совсем как планировалось, и не впадать в панику.

 

Шаг четвертый: планируем съемки

 

После того как вы определились с местом съемки и обо всем договорились, составляется календарно-постановочный план, делается режиссерский сценарий, вызывные листы и так далее.

К моменту команды «Мотор!» все должны знать, что делать. Это идеально, но всегда нужно быть готовым, что все пойдет, не совсем как планировалось, и не впадать в панику

 

Шаг пятый: съемки

 

Оператор — это ваши глаза и третье полушарие мозга. Разберитесь в операторской технике и световых приборах. Это поможет избежать лишней суеты и вопросов «почему так долго собирается камера?» или «какой объектив поставить?». Хорошо бы знать световые схемы, чтобы говорить с оператором на одном языке и точно доносить свою идею. Для меня самое главное — понять как можно быстрее, на каком языке говорит актер. Он визуал? Кинестет? Аудиал? От этого я отталкиваюсь.

 

Шаг шестой: постпродакшн

 

Есть выражение «фильм рождается только на монтажном столе». Наснимаешь материал и начинаешь собирать — казалось бы все как планировалось, а фильм выходит о другом. Я пока не могу объяснить, почему и как такое бывает. Вероятно, такое случается, когда тема очень общая и вариантов интерпретации больше, чем нужно. Поэтому во время сьемки фильма лучше снять больше, чем меньше. Даже если вам кажется, что кадр длится дольше, чем запланировано, не торопись кричать «стоп». Иногда актер что-то выдает неожиданное. Или пролетит птичка по пейзажу. Из разряда не запланированного, но жизнь сама подсказала. Лучше передержите. Потом отрежете, если не пригодится.

 

Шаг седьмой: отправить фильм на фестиваль

 

Фестивалей много, так что шансы куда-нибудь попасть всегда есть. Действовать можно самостоятельно или через агентов, которые за дополнительный гонорар берут все организационные вопросы на себя: мониторинг фестивалей, подача заявок, отслеживание результатов, обратная связь и так далее. Возможно, для первого опыта стоит попытаться без сторонней помощи: есть масса онлайн-платформ, куда можно загрузить свой фильм, — FilmFreeway, Shortfilmdepot и другие. Заходите на главную страницу, регистрируетесь и загружаете фильм. Важно внимательно соблюдать все критерии и требования — у каждого фестиваля они свои. По короткому метру, например, в основном приветствуется формат 10–15 минутных фильмов и меньше. Если решили подать свой фильм на иностранные фестивали, обязательно позаботьтесь о субтитрах.

Партнеры