Архитектура
Лекция Катерины Голдберг «Культурное наполнение молодёжных центров и креативных пространств»
24 сентября

23 сентября в рамках урбанистического хакатона «Города» прошла лекция Катерины Голдберг, культуролога, партнера архитектурного бюро «Orchestra Design».
 

Катерина пообещала рассказать участникам Хакатона про  важные пункты, связанные с созданием молодёжных пространств на примере своих проектов.
 

Первая мысль была связана с наблюдением, что существуют специализированные молодёжные центры, но вообще, молодёжные центры – это любое пространство, где есть молодёжь.
 

Про это Катерина рассказала на примере проекта молодёжного центра в Омске. 



 

Её команду пригласили сделать концепцию для улицы Любинской. Жители хотели, чтоб улица стала сердцем города.
 

«Мы хотели, чтобы у этой улицы появился потенциал стать настоящим культурным центром города. Поэтому предусмотрели небольшие пространства вдоль улицы, где могла происходить активность и продумали стратегию активации дворов, многие из которых были нежилые. Сейчас – это центр городской жизни, там происходит много крутых событий», - поделилась спикер.
 

Чтобы это случилось специалист посоветовала в самом начале подключать к процессу все городские сообщества.


«На улице находится театр, при нём молодёжный театр. Сейчас они устраивают на улице свои события. Большую часть времени мы потратили не на архитектурное проектирование, а на налаживание коммуникации между городскими сообществами, активистами, владельцами зданий на первых этажах улицы.

Владельцы зданий постепенно стали менять типы заведений. Раньше на этой улице было много дорогих недоступных ресторанов, сейчас там много всевозможных недорогих кафе и магазинов, которые пользуются у молодёжи популярностью. Для того, чтобы убедить владельцев, мы изначально пришли к ним со статистикой и показали, сколько живёт студентов в этом районе», - делится опытом Катерина Голдберг.
 

Второй совет, прозвучавший в ходе лекции: включать в процесс все учреждения культуры. С уличным пространством начали работать Омская филармония, Художественный музей, Драматический театр. Это добавило дополнительную культурную программу.



 

«Сами владельцы магазинов стали выделять бюджет на события на этой улице, ведь если здесь проходит концерт или спектакль – приходит много молодёжи, увеличиваются продажи».
 

Всё, что раньше пустовало – сейчас используется. Правило № 1: «Благоустройство – процесс архитектурный. но кроме этого очень важно наладить правильный контакт с партнёрами».
 

Ещё один важный пункт, который обозначила в своём выступлении Катерина: идентичность места.
 

Про этот важный момент спикер рассказала на примере проекта в Туле, где в прошлом году открылся творческий кластер «Октава».

«Октава» – это один из самых известных заводов, который делает микрофоны. Сейчас производство меняется, часть цехов перестаёт использоваться по назначению. 

«Мы были архитекторами этого проекта и также отвечали за программу, - делится опытом спикер. - Когда мы работали над концепцией «Октавы», для нас было очень важно сохранить суть этого места и перенести её в новый кластер. Все знают, что Тула – это левша, это оружейное производство. Сейчас в городе тоже очень много заводов, в основном небольших. Поэтому развитие мастерства однозначно стало одной из тем кластера.

И второе, что нам хотелось передать – это конечно же историю, связанную с микрофонами, связанную со звуком. В Туле все думают, что «Октава» уже умерла. Но микрофонами этого производства пользуются Стинг, Мэрилин Мэнсон, Radiohead, U2. Жаль, что сейчас «Октава» активно не работает с популярными молодыми российскими исполнителями».



 

Сейчас проект реализован только внутри самого здания. Был сохранён бывший гараж фабрики. 
 

На втором этаже разместили Музей станка. Создателям было важно рассказать историю про производство в России и в мире. Обычно музеи открывают на первом этаже. Но при проектировании стало понятно, что разместив музей на первом этаже будет «съедено» общественное пространство. Так появилась знаковая оранжевая лестница, которая стала определенным символом кластера.
 

«На первом этаже для нас было очень важно организовать общественное пространство – это главный зал. Сейчас он работает идеальною. В нём могут проходить очень крупные события, при необходимости его можно зонировать. Нам удалось сохранить часть истории этого цеха, сохранить некоторые станки, которые именно здесь стояли и работали. Они важная часть интерьера кластера», - делится спикер.
 

В кластере запущена техническая библиотека, в ней собраны очень хорошие подборки книг, связанных с промышленным дизайном, с технологиями, есть подписки на электронные базы данных. Библиотека пользуется спросом у студентов, на базе неё проходят встречи с издательствами.
 

Музей занимает всего 2500 квадратных метров. Считается, что этого пространства мало, поэтому музей интерактивный. Там появился отдельный слой, посвящённый Туле. В разработке детская программа.


Отвечая на вопрос участников, как привлечь людей в молодёжные центры городов с маленьким населением, Катерина отметила: «Если найти очаг классных молодых ребят, которые делают что-то интересное – можно раскрутить любое пространство.

Сначала займитесь исследованием. Что и как вы исследуете – определяет ваш проект. После исследования находите людей, кому всё это интересно. Резиденты приведут с собой аудиторию. Это важно, ведь изначально наполнить кластер сложно, если это не  город-миллионник».

 

 

Партнеры